Источник: «Жайық Пресс».
Последние годы в ЗКО неуклонно растет количество детей с задержкой речевого развития. На учете в областной психолого-медико-педагогической консультации состоит 3185 мальчишек и девчонок с задержкой психического развития, 1261 ребенок – речевого и 250 аутистов. Помимо этого, насчитывается еще около 5000 детей с ЗРР, с которыми занимаются логопеды в детсадах и школах без заключения ПМПК. В чем причины таких отклонений и как их можно скорректировать, рассказала ее заведующая, дефектолог-логопед Райса Маселова.
Когда «пробегаешь» по соцсетям, выясняя, какие проблемы будоражат население, приходишь к выводу, что практически каждую третью-четвертую мамочку, воспитателя детского сада либо школьного учителя беспокоит низкая речевая активность нынешних деток. Не секрет, что таких детей с каждым годом становится больше. Они легко взаимодействуют с гаджетами, но не говорят. Планшет, телефон, телевизор не слышат, не задают вопросов и не стимулируют искать ответ. Известно, что задержка развития речи ведет к замедлению темпа интеллектуального развития, так как память, внимание, восприятие, мышление, воображение, целенаправленное поведение развиваются с прямым участием речи. Это может тормозить и искажать психическое развитие ребенка.
Главное – вовремя выявить
– Наша консультация, в штате которой работают олигофрено-, сурдо-, тифло- и социальные педагоги, а также логопеды, дефектологи, психологи, неврологи, психиатры и педиатры, занимается выявлением детей с различными отклонениями с рождения и до 18 лет, – рассказывает Райса Евгановна. – Это дети с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью. Наша организация относится к управлению образования области и находится по ул. Жамбыла, 38 (район автопарка).
Представители ПМПК выезжают также в районы. По словам дефектолога-логопеда, число детей с задержкой речевого развития с каждым годом увеличивается в среднем на 200-300 человек. Все дети с особыми образовательными потребностями требуют к себе более внимательного отношения. Детсады, школы, организации здравоохранения и даже социальные работники для установки диагноза могут направлять таких деток на ПМПК. За консультацией самостоятельно обращаются и родители, понимающие, что у их деток есть нарушения речи, и в школе с этим могут возникнуть проблемы.
– Наши специалисты уточняют диагноз, ставят на учет и определяют, в какой конкретной помощи нуждается каждый ребенок, чтобы в дальнейшем он был вовремя направлен в нужную организацию образования, где уже проводится коррекция, – поясняет Райса Маселова. – Это может быть обучение на дому, помощь дефектолога и психолога в кабинетах коррекции, которые есть в Уральске (СОШ №№ 22, 13, 19, 16) и в каждом районе, инклюзивные кабинеты в школах и детсадах. С этого года мы стали закреплять за детьми с поведенческими нарушениями педагогов-ассистентов, организовав им так называемую тьюторскую (репетиторскую) помощь. И если за год мы в среднем выявляем 1700 детей с особыми потребностями, то почти 1000 снимаем с учета за счет того, что с ними своевременно занимались.
Виновата не только генетика
Причин речевых отклонений у детей много, говорит специалист. И в первую очередь, они кроются в минимальной мозговой дисфункции, которую врач-невропатолог ставит практически каждому ребенку с ЗРР – задержкой речевого развития. Она связана с перинатальными, внутриутробными нарушениями центральной нервной системы.
– К этому могут привести различные болезни матери во время беременности, прием антибиотиков, гипоксия плода (кислородное голодание – авт.), неправильное питание, несоблюдение здорового образа жизни, родовые травмы и многое другое, в том числе и постпрививочные осложнения, наследственность и экология, – отмечает дефектолог-логопед. – Казалось бы, ребенок может родиться физически здоровым, но в отдаленном будущем все это может привести к задержке речевого развития.
В случае заикания, слабость нервной системы зачастую передается от родителей. Хотя заикание может быть следствием чрезмерного требования к речевому развитию ребенка.
– Некоторые родители в погоне за вундеркизмом с 2-х лет начинают заучивать с ребенком стихи, пересказывать тексты, – делится собеседница. – Это происходит, когда ребенок только начинает говорить, поэтому такая чрезмерная нагрузка дает отрицательный толчок, появляется заикание. Возникает оно довольно быстро, но корригируется очень-очень сложно и часто дает рецидивы.
А есть ли нормы?
Дефектолог-логопед отмечает, что к нарушениям речи может приводить гипер и гипоопека со стороны родителей. Бывает, что, зациклившись на произношении звуков в 3 года, родители начинают упорно тренировать детей в звукопроизношении, не обращаясь к специалистам. В результате может возникнуть искаженное произношение, особенно звука «р», которое потом не каждый логопед может провести в норму. Так что всему свое время.
– «Р» – самый сложный звук речи, многие дети практически до 6-ти не могут его правильно произносить (и это нормально!), хотя полностью речь, словарный запас, грамматический строй и звукопроизношение должны сформироваться у ребенка к 5-ти годам, – резюмирует специалист. – Вот если этого не происходит, нужно бить тревогу.
А начинать правильное общение с малышом мамочкам нужно, еще будучи беременными, считает Райса Маселова. Известно, что малыши хорошо реагируют на звуки, на ласковый голос и спокойную интонацию.
– Вот пришла мама из роддома и любое свое действие она должна проговаривать ясной четкой речью, а не сюсюканьем, чтобы ребенок изначально рос в правильной речевой среде, – советует специалист.
Забудьте про гаджеты!
Как рассказывает Райса Евгановна, большая проблема кроется в том, что сейчас многие родители увлекаются компьютерами,
телефонами, гаджетами, которые они с легкостью используют в общении с малолетними детьми.
– Ребенок только начал фиксировать взгляд и прислушиваться, как его тут же несут к компьютеру или телевизору, – говорит дефектолог-логопед. – Родителям невдомек, что пока он еще не понимает слова, а слышит только звуки, поэтому для него – это будет какофонией, а мультфильмы – мельканием картинок. Такой подход может сказаться на снижении слуха и недоразвитии речи в будущем.
Родители должны знать, что сначала ребенок учится взаимодействовать с непосредственными предметами, то есть игрушками. Это объемные изображения, которые можно потрогать, потом только он будет воспринимать плоскостные, когда у него уже есть опыт различия. Райса Маселова отмечает, что некоторые родители и хотят заниматься с детьми, но многого не знают, не умеют это делать правильно.
– К сожалению, детство большинства нынешних родителей пришлось на 90-е годы, когда на первом месте стояла выживаемость, их родителям было не до занятий, вот не сформировался у них такой опыт, – рассуждает специалист. – Это наша общая беда. Сейчас мы пожинаем плоды, из-за этого и растет количество случаев детей с ЗПР и ЗРР.
Для развития речи 3-летнего ребенка собеседница советует разыгрывать сказки с помощью игрушек, а потом постепенно к 4-5 годам переходить на плоскостное изображение в виде последовательных картинок, которые тоже хорошо помогают, чтобы ребенок стал вводить в нее свои предложения. И начинать лучше с малого, с простейшего.
Райса Евгановна приводит пример: японские ученые определили, что развитие пальчиков рук, мелкой моторики у малыша непосредственно связано с речевыми зонами коры головного мозга. То есть массаж пальчиков, игры и занятия, когда задействованы кисти, будут способствовать развитию речи.
Речь – через чтение
По словам специалиста, в школьном возрасте развитие речи должно идти уже на фоне чтения. Однако и тут есть свои «ловушки», о которых должны знать родители, чтобы не сбиться с верного пути. К примеру, скорочтение, которым сейчас многие увлекаются.
– Моя душа не лежит к этому способу развития речи у ребенка, – утверждает собеседница. – Так, в конце учебного года первоклассник должен уметь читать 25 слов в минуту. Однако никто не обращает внимание, понимает ли он смысл прочитанного. На мой взгляд, скорочтение формирует у ребенка негативизм, в результате чего у него пропадает интерес. Ведь есть хорошая методика, когда нужно три раза прочесть текст, а потом ребенок постепенно начинает пересказывать. Такие пересказы прочитанного текста в соответствии с возрастом ребенка ведут к осмыслению, что очень хорошо развивает детскую речь.
С аутизмом все непросто
Аутизм – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие. В переводе слово «аутизм» означает – ушедший в себя. При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. За такими детками в детсадах и школах, когда у них присутствуют выраженные поведенческие нарушения, не дающие нормально усваивать программу, специалисты ПМПК обычно закрепляют педагогов-ассистентов.
– Таких детей сейчас тоже немало, они могут рождаться в вполне нормальных и культурных семьях, но требуют другого подхода в воспитании и образовании, – отмечает руководитель областной ПМПК. – Взаимодействовать с ними непросто и педагогам, и родителям. На слезы мамы такие дети могут реагировать смехом. Это происходит не потому, что они такие бессердечные, им просто кажется, что у этого человека изменилась мимика. То есть они видят не слезы, а изменения во внешности.
В помощь родителям и педагогам в ПМПК проводят обучающие семинары. Ведь опираясь на знания, важно правильно среагировать на поведение такой категории детей и учеников. По словам Райсы Евгановны, обычные дети смотрят в глаза, когда им что-либо объясняют. С аутистами все по-другому: они могут бегать, не обращать внимание на учителя, но педагог при этом должен продолжать методично объяснять какую-либо тему. Аутист учит опосредованно, и выдать новый материал он сможет через день-два, но не по требованию либо контролю, а непроизвольно.