Источник: «Жайық Пресс».
Как известно, первым регионом Казахстана, где появилась железная дорога, был Уральск с прилегающими территориями, входящими ныне в Западно-Казахстанскую область. Это было в далеком 1894 году, когда наш город был соединен узкоколейкой протяженностью 369 километров с Покровской Слободой (ныне г. Энгельс Саратовской области). Железнодорожный транспорт дал ощутимый толчок развитию экономики края, наладилось пассажирское сообщение с другими регионами Российской империи. И потом в течение многих десятилетий на отрасль приходилась львиная доля грузооборота и пассажиропотока в стране.
И нынче этот вид транспорта не утратил своих лидирующих позиций: это 68% всех перевозимых грузов и немногим менее 60% пассажиров. И, наверное, поэтому не зря, учитывая ее огромное значение, отрасль порой называют – государство в государстве.
Западно-Казахстанские железнодорожники бережно хранят все, что связано с историей их предприятия. Здесь и поныне немало строений производственного и социально-бытового назначения, которым по сто и более лет. В главном административно-управленческом здании уже много лет действует на общественных началах музей с богатой коллекцией раритетных вещей, которые уже больше нигде не увидишь, только в его экспозициях. Такие же музеи есть и в целом ряде подразделений.
Сегодня вниманию читателей предлагаются материалы, которые перенесут на много десятилетий назад.
Это название бронепоезда, который в 1919 году использовался для обороны Уральска. Интересна история, связанная с его названием. Когда развернулись ожесточенные и кровопролитные бои между защитниками города Уральска и белоказаками, рабочие мастерских паровозного депо (его здание сохранилось и поныне, в нем располагаются управленческие службы вагонного депо) решили сделать бойцам подарок в виде бронепоезда. Обшили броней паровоз серии ОВ, широко использовавшийся на дорогах Российской империи, к нему прицепили платформу, установили на нее пушки и пулеметы и тоже «одели» в броню. Работы проводились в тайне, для того, чтобы об этом не узнала разведка противника. И когда бронепоезд – грозное оружие тех лет – явился на свет божий, для многих это было неожиданностью, отсюда и его название.
«Нежданный» участвовал в оборонительных боях, прикрывая город от белоказаков с севера. Он ходил по участку от Холодильника (Мясокомбинат) до железнодорожного моста через Чаган. Возле моста оборону держал рабочий отряд под командованием С.П. Чегурова. Подойдя сюда, «Нежданный» открывал огонь по врагу, находившемуся на другой стороне реки, и затем, отстрелявшись, оставлял позицию.
Белые посылали ему вдогонку снаряды, некоторые из них попадали в мост, и сейчас, если приглядеться, можно увидеть на его формах круглые сквозные отверстия – следы от разорвавшихся снарядов.
Массивное сооружение уже давно не используется в практических целях. Оно взято государством под охрану как памятник эпохи, когда железнодорожная отрасль только развивалась в Казахстане. Рядом через реку раскинулся другой, построенный позже, мост. Через него сейчас и осуществляется движение поездов.
В июле 1919 года блокада Уральска была снята, и «Нежданный» вместе с красноармейскими частями убыл в сторону Уфы, где еще продолжались бои с белогвардейцами.
– Несмотря на короткий срок пребывания легендарного бронепоезда в наших местах, – рассказывает бессменный директор музея Уральского участка Актюбинского отделения железной дороги М.Т. Надточий, – у нас имеются кое-какие экспонаты, так или иначе связанные с ним. Это макет самого бронепоезда и рядом с ним макет паровоза серии ОВ, который благодаря умелым рукам уральских рабочих преобразован в грозную военную силу. А вот на этой старой фотографии запечатлен А.Желтяков.
Михаил Тихонович подводит меня к стенду, с которого смотрит симпатичный молодой человек в форме моряка Балтийского военного флота. – Какими ветрами его занесло к нам, неизвестно, разве что кроме одного, – он сражался на «Нежданном». Ничего мы не знаем и о его дальнейшей судьбе: может быть погиб в боях за Уральск, а может, отбыл вместе с «Нежданным» за отступающими белогвардейскими войсками? Фотографию Желтякова
передали специалистам нашего отделения сотрудники одного из архивов города на Неве в 1994 году, когда они собирали материалы для музея, открывшегося к 100-летию появления в нашем регионе железной дороги.
Позже мы со старым железнодорожником среди огромного количества материалов, собранных за четверть века существования музея, нашли один прелюбопытный снимок. Группа пожилых людей, в основном в гражданской одежде, сидит на перроне станции, а позади них бронепоезд с крупно выведенным белой краской названием «Нежданный» и пояснением, что он был сделан на станции Уральск для обороны города от белоказаков. Скупая информация содержалась на обороте фотографии: «Встреча ветеранов – защитников Уральска. 1969 год». Где этот снимок сделан, кто на нем – неизвестно. Не смог, к сожалению, вспомнить Михаил Тихонович и то, как он попал в музей. Может быть, прочитав эту корреспонденцию в газете, откликнется кто-нибудь из потомков участников тех далеких исторических событий.
Евгений Чуриков