От чего страдает качество?

Источник: «Жайық Пресс».

Отсутствие квалифицированных кадров, завышение или занижение объемов, недобросовестные подрядчики  –  основные имеющиеся проблемы в строительной отрасли. На заседании в региональной палате предпринимателей аким области Гали Искалиев с соответствующими управлениями и представителями отрасли обсудили пути решения задач по налаживанию данной работы.

Навести порядок в лицензировании, в обеспечении качества, проектировании,  усовершенствовать законодательную базу в системе госзакупок – с такими и другими предложениями выступили участники заседания.

– В текущем году только на реализацию проектов государственно-частного партнерства было предусмотрено 33 миллиарда тенге. Однако не все проекты выполняются в оговоренный срок. Виной всему системные ошибки, которые допускают еще на стадии проектирования. Есть претензии и к качеству, – подчеркнул Г. Искалиев.

Кадровый голод

Недобросовестные подрядчики, отсутствие техники и ИТР у иногородних подрядчиков, удорожание строительных материалов – это лишь часть существующих проблем. Главной проблемой проектирования является кадровый голод. Нехватка в штате квалифицированных  инженеров-проектировщиков, инженеров-сметчиков,  и других работников сказывается и на качестве, и на сроках реализации проектов. Проектные компании стараются не содержать полный штат работников, нанимают их лишь на определенный объем. Привлеченные сотрудники работают на дому и при сдаче своих разделов заказчику не видят работу своих коллег, что отражается в нестыковке выполненных работ.

Руководитель управления строительства ЗКО Алибек Антазиев в своем выступлении отметил, что трудности начинаются еще на стадии проектирования, когда низкая квалификация сотрудников приводит к грубым неточностям в расчетах, сталкивается с этим непосредственно заказчик.

– Корректировка проекта занимает время и не позволяет его завершить в оговоренные сроки. К примеру, строительство водопровода в селе Янайкино района Бәйтерек. Проектировщиком заказа является ТОО «Берекет Проект». В проектно-сметной документации применены резервуары объемом 500 м3, хотя при численности населения 933 человека достаточно было применить  250 кубовые емкости. В итоге стоимость проекта увеличилась до 23 млн тенге. Еще одна проблема это использование при строительстве импортных материалов. В условиях пандемии и нестабильности рынка это приводит к огромным потерям и удорожанию проектов. В качестве решения проблем предлагается создать на базе региональной палаты предпринимателей экспертную группу, которая будет вести мониторинг товаров местного содержания. В текущем году за счет компании КПО б.в. ведется строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в селах Таскала и Казталовка. Проектировщиком заложена кровля российского производства, в настоящий момент в связи с удорожанием строительных материалов подрядчик не может завершить данный объект. ТОО «Нұр Құрылыс Болашақ» было определено подрядчиком строительства семи жилых домов на общую сумму 1,5 млрд тенге. Компания отстает от графика, сами строители объясняют это дефицитом рабочих рук, техники, оборудования и собственных средств. Зачастую берутся строить те, кто по существу ничего не понимает в строительстве.  Возможно, было бы правильным подвергать строительные компании, желающих работать в системе госзаказа, тщательной проверке, чтобы было достигнуто надлежащее качество услуг, – подытожил А. Антазиев.

Надзор за технадзором

Далее выступил руководитель управления государственного архитектурно-строительного контроля Западно-Казахстанской области Гайса Тажибаев. Спикер отметил, что в регионе необходимо повысить качество работы технического надзора.

– Эксперты технического надзора на объектах не всегда имеют весь перечень необходимых поверенных измерительных приборов. Все это отрицательно сказывается на качестве проведения строительно-монтажных работ. Технадзор постоянно обязан присутствовать на строящемся объекте. На 227 объектах строительства технический надзор осуществляется только 32 аккредитованными экспертными организациями. В среднем по 7 объектов на каждую организацию, представителей технического надзора не хватает на все объекты. Бесконтрольность в любом деле недопустима, а в строительстве особенно, – говорит
Г. Тажибаев.

Основные нарушения были допущены и в ходе проведения процедуры госзакупок, и в процессе расходования бюджетных средств, проведения строительно-монтажных работ. По словам руководителя ГУ «Управление государственных закупок ЗКО» Бибигуль Ниеткалиевой, участники конкурса в основном допускают одни и те же ошибки: отсутствие необходимых документов, неправильное оформление конкурсных заявок, отсутствие информации  о субподрядчиках, что зачастую приводит к отклонению конкурсных заявок. Также стоит отметить, что в 50% проведенных конкурсах потенциальные поставщики из области  проигрывают из-за низкого показателя финансовой устойчивости. Согласно п.172 Правил осуществления государственных закупок, при равенстве условных цен конкурсных ценовых предложений победителем признается участник, имеющий наибольший показатель финансовой устойчивости которая автоматически определяется веб-порталом согласно данным информационных систем органов государственных доходов. Все вышеуказанные недоработки и ошибки приводят к обжалованию и приостановлению конкурсов, что влияет на своевременное освоение бюджетных средств и ввода объектов в эксплуатацию.

Дефицит материалов

В своем докладе руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бауржан Айтмагамбетов пояснил, что в настоящий момент доля дорог в удовлетворительном состоянии в регионе составляет всего 34%. При этом стоит задача довести цифру благополучия до 95% к 2025 году.

– Протяженность автомобильных дорог в области составляет –  6496 км, из них дороги республиканского значения – 1414 км, областного – 5082 км. На сегодняшний день выделено 212, 7 млрд тенге на реализацию 37 проектов,  будет отремонтировано 184 км дорог. Реконструкция автомобильных дорог Барбастау – Акжаик – Индер, Чапаево –Жангала – Сайхин, Бурлин – Аксай – Жымпиты идет полным ходом. Одной из основных проблем в строительстве автомобильных дорог является дефицит строительных материалов – битума и щебня. Ежегодно именно в пик строительного сезона наблюдается дефицит битума, нехватка вагонов для перевозки инертных материалов, что, в свою очередь, приводит к срыву графика указанных работ. Для решения вышеуказанных проблем в настоящее время стартовало производство и добыча ПГС и щебня на карьере Жамантау в Бокейординском районе. Идут геологические изыскания на месторождении «Шиповское» в Таскалинском районе, где также будет производиться термолитовый щебень. Местная компания ТОО «Петрореф» планирует инвестировать строительство завода по производству битума, который будет выпускать 120 тыс. тонн битумной продукции в год, – поделился Б. Айтмагамбетов.

Для подготовки к следующему строительному сезону Гали Искалиев поручил региональной палате предпринимателей, совместно с управлением предпринимательства внимательно изучить все проекты. Все рекомендации озвученные во время рабочего совещания будут учтены в дальнейшей работе. Накопившиеся проблемы, тормозящие быструю и качественную работу необходимо решать в максимально короткие сроки. Для этого будет создан отдел проектно-сметной документации  при управлении пассажирского транспорта ЗКО, который  будет сопровождать проекты от начала до конца строительства. Также будет создан экспертный совет, в состав которого войдут опытные специалисты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )