Источник: «Жайық Пресс».
В редакцию газеты обратился гражданский активист, обеспокоенный ситуацией по транспортным средствам с российской регистрацией. Как известно, ранее МВД предоставило данные, согласно которым, в Казахстане свыше 80 тысяч автомашин передвигаются незаконно, данные транспортные средства сняты с учета в РФ, но не поставлены на учет в РК.
Общественный деятель Едиль Бекесов рассказал, что при попытке переоформить транспортное средство автовладельцы сталкиваются с целым рядом проблем.
– Наши уполномоченные лица говорят: «Вы должны поехать в РФ и там поставить машину на учет или снять с учета и поставить здесь». Но, когда наши люди едут в Россию на своей машине с росучетом автомобиль могут попросту не выпустить обратно, так как данной машины уже просто не существует. То есть, после продажи прежний владелец снимает ее с учета, так как не желает платить налог на транспортное средство, проще говоря списывает ее. При покупке так и говорят: «Сколько тебе времени нужно, пару дней хватит, чтобы границу пересечь, после чего машину спишу». В РФ, чтобы снять с учета машину и списать ее достаточно только копию техпаспорта. По документам этих машин нет уже, они давно списаны, а по факту они есть, но обратно на учет в РФ ее поставить уже нельзя. У некоторых наших автовладельцев, кроме техпаспорта и техосмотра, вообще никаких документов больше нет. Так вот при пересечении границы такие машины обратно не выпустят. Хорошо, если есть генеральная доверенность, зарегистрированная в РЭО МВД РК и договор купли продажи, тогда российские полицейские не могут выбраковать машину как утиль. В этом случае можно оформить договор купли продажи авто гражданину РФ и поставить на учет там, после чего пройти российский техосмотр и перегнать сюда на законных основаниях. Но стоит учесть, что технический осмотр транспортного средства с росучетом необходимо пройти по месту регистрации т/с. Выданные здесь техосмотры незаконны. Мы сами лично выезжали в Новокузенск и там, таким образом, переоформили автомобиль.
Вторая проблема, с которой могут столкнуться наши граждане при попытке переоформить свое авто с российскими номерами, это то, что автомобиль может находиться в аресте как имущество прежнего владельца, на которого наложены взыскания, к примеру, был случай, когда прежний владелец авто развелся с женой и не платил алименты, а так как автомобиль числился как его имущество судебные исполнители выставили арест. Нам говорят: «Ищите хозяина, пусть решит проблему с судебниками, арест снимут и тогда машину сможете переоформить», а где искать, если бывший владелец уже давно переехал к примеру, и контактов никаких не сохранилось. Нам говорят: «Ваши проблемы», вот и что делать? – недоумевает как и большинство автовладельцев Едил Бекесов.
На вопрос, почему владельцы автомобилей с российскими номерами вовремя не переоформили свои автомашины и сознательно пошли на такие риски, ведь известно же, что сразу после покупки необходимо переоформлять транспортное средство на нового владельца, гражданский активист отвечает, что основная проблема, из-за которой автовладельцы не переоформляют машины – это дорого.
– У нас очень дорогой утиль-сбор, поэтому переоформить автомобиль здесь выходит в значительную сумму. К тому же определенные требования к автомашинам старше 5 лет. Все эти сложности приводят к росту социального недовольства, так как дешевые машины из РФ, в основном, покупают люди с низким уровнем дохода. Теперь, если будет запрещено таким машинам передвигаться, то их владельцы останутся вообще без транспорта, те, кто приходил возмущаться говорят, что это их единственный источник дохода. В то же время есть закон, согласно которому транспортные средства с иностранным учетом не могут использоваться для коммерческой деятельности. Однако очень многие таксисты ездят на таких машинах с российскими номерами, в основном, по межрайонным маршрутам, но даже есть и междугородние Атырау – Уральск, Актобе – Уральск, а также в соседние российские города. Стоит отметить, что за время эксплуатации автомобиля они могли бы уже собрать нужную сумму и переоформить т/с, но до сих пор не сделали этого. В прошлый раз, когда только начали загонять такие машины на штрафстоянку я сказал первому заместителю начальника ДП ЗКО: «Почему после оплаты штрафов их всех опустили? Надо было не отпускать пока не перерегистрируют».
Для решения этого важного, по словам активиста, социального вопроса необходимо изыскать механизмы, которые позволят зарегистрировать авто с российскими номерами, даже, если оно снято с учета в РФ.
– Я предлагаю нашим уполномоченным органам создать рабочую группу, куда также включить общественников, депутатов и для решения данной проблемы выехать в РФ, где на месте детально выяснить, что делать с машинами, которые уже списаны в РФ, но продолжают ездить у нас. Так можно помочь гражданам, так как, если каждый автовладелец сам будет ездить, то сейчас, в условиях карантинных ограничений, это очень проблематично, во-вторых, учитывая все вышеперечисленные проблемы владельцы авто столкнутся с кучей неприятностей и рискуют лишиться своих машин. Самостоятельно, без поддержки государства, наши граждане, попавшие в такую ситуацию, эти проблемы решить не смогут. Также нужно сделать какой-то временный учет, чтобы владельцы так проблемных авто могли бы получить казахстанские номера, чтобы они были занесены в наши базы, не висели в воздухе, что облегчит работу полиции, так как в случае ДТП с такими машинами всегда бывают проблемы.
Павел Иноземный